12-13 апреля 2022 года на площадке Международной выставки оборудования и технологий добычи, разведения и переработки рыбы и морепродуктов AquaPro Expo состоялась практическая конференция «Аквакультура как успешный бизнес: прикладные вопросы и перспективы развития». На конференции обсужден широкий круг вопросов, таких как:
• Реализация стратегии развития рыбохозяйственного комплекса РФ на период до 2030 г.;
• Интеграция предприятий аквакультуры в мировую рыбохозяйственную систему;
• Разработка и реализация программы развития аквакультуры стран ЕАЭС;
• Обзор современных технологий и оборудования для аквакультуры стран ЕС;
• Продовольственная и сельскохозяйственная организация стратегия в пандемию;
• Современные аспекты интеграции технологий;
• Цифровизация сельского хозяйства — создание цифровой системы управления;
• Аквакультура в производстве органической продукции;
• Экологическое производство и переработка в рыбной отрасли.
По результатам обсуждения были выдвинуты предложения и сформирована Резолюция
1. Инвестиции в рыбоводство сегодня признаны одним из наиболее перспективных и выгодных направлений агропродовольственной отрасли. Вместе с тем запрос общества и бизнеса на кардинальную технологическую модернизацию данного сектора экономики в Российской Федерации требует формирования инновационных
идей, масштабного внедрения новых технологий, наращивания научно-обоснованных компетенций и значительной активизации прикладной исследовательской деятельности.
Для этого необходим структурированный и комплексный подход, предусматривающий, помимо прочего, разработку механизмов стабильного обеспечения целевого финансирования научных работ в области аквакультуры, реконструкцию или создание новых экспериментальных центров при отраслевых институтах, оснащенных современным технологическим и научным оборудованием. В этой связи следует усилить координацию и интеграцию исследований профильных научных учреждений в рамках совместных, в том числе международных проектов и программ.
2. С учетом объявленного в 2022 г. Генеральной Ассамблеей ООН «Международного года кустарного рыболовства и аквакультуры», подчеркивающего роль отрасли рыбоводства как гаранта продовольственной безопасности и надежного поставщика пищевой рыбной продукции, представляется целесообразным дальнейшее проведение на регулярной основе региональных и общероссийских профильных мероприятий с широким обсуждением достижений и проблем развития национальной и мировой аквакультуры, обменом соответствующим опытом и лучшими практиками.
3. При подготовке, доработке и принятии на федеральном и региональном уровнях законодательных и нормативных правовых актов, влияющих на развитие национального товарного рыбоводства, следует, в том числе, опираться на опыт и Комитета ФАО по рыбному хозяйству (КРХ), его подкомитета по аквакультуре COFI:AQ и региональных рыбохозяйственных организаций (РРХО).
4. Цифровизация меняет не только бизнес-модели, но и поведение людей, всю систему производства и управления. Развитие цифровых компетенций у населения РФ – это один из приоритетных направлений модернизации экономики России, в т.ч. в высшем образовании, что позволит ускорить процесс внедрения сквозных технологий (СКВОТ) в рыбохозяйственный комплекс (РХК) Российской Федерации. Одним из путей решения проблем внедрения СКВОТ в рыбную отрасль является сокращение цифрового разрыва в образовательной деятельности образовательных учреждений при подготовке кадров для рыбной отрасли через повышение общей компьютерной грамотности обучающихся и адаптацию образовательных программ под современные требования цифровой экономики, формирования у будущих выпускников умения правильного формулирования запроса на цифровые решения для РХК и развития цифровых технологий в отрасли.
5. Так как в настоящее время поставка рыбопосадочного материала (смолта) и оборудования для автоматических садковых линий из Норвегии приостановлена, то требуется разработка отечественного оборудования и вакцин для рыб против высококонтагиозных болезней рыб.
6. Ввести определение и классификацию для скоропортящейся пищевой продукции (далее СПП) в части требования законодательства о НХЦ РФ.
7. Ввести порядок аттестации работников, задействованных в процессах оборота скоропортящихся пищевых продуктов, а также лиц контрольных органов.
8. В части разработки подзаконных нормативных правовых актов Законопроекта НХЦ РФ разработать комплекс нормативных правовых актов и методических документов, национальных и межгосударственных стандартов, обеспечивающих эффективное функционирование НХЦ и контроль качества СПП.
9. Росрыболовству совместно с Евразийским аквакультурным альянсом и Национальным органическим союзом оценить возможности развития производства органической продукции из аквакультуры в РФ и предложить мероприятия по реализации таких возможностей.
10. Росрыболовству включить производство органической продукции из аквакультуры в приоритеты Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года и план её реализации.
11. Минсельхозу РФ включить производство органической продукции из аквакультуры в приоритеты Стратегии развития органического сельского хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года, согласовав Евразийским аквакультурным альянсом, как представителем отрасли, данные приоритеты и пути решения задач в рамках данных приоритетов.
12. Внести предложение в Росстандарт РФ о разработке ГОСТ Р «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации продукции из аквакультуры» и /или о внесении изменений/дополнений в ГОСТ Р 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации продукции» раздел 8 «Правила органического выращивания, разведения, содержания объектов аквакультуры» для приведение в соответствие данного раздела сложившейся ситуации на рынке и накопленного опыта в данной отрасли на сегодняшний момент.
13. Организовать обучение и стажировки для представителей отрасли принципам производства органической продукции из аквакультуры.
14. Росаккредитации организовать обучение специалистов сертификационных компаний по направлению сертификация производства органической продукции из органической аквакультуры.
15. Разработка региональных нормативов ПДК является важной задачей, позволяющей учесть особенности региона. Территориальное или региональное нормирование не предполагает отменять более тысячи разработанных показателей, а касается более узкого спектра веществ двойного генезиса. Региональные ПДКрх могут быть разработаны и установлены для нескольких десятков веществ в целях корректного нормирования сбросов в водные объекты рыбохозяйственного значения, а также оценки их состояния по данным государственного экологического мониторинга, с тем, чтобы учесть природные особенности водных объектов. Региональный норматив можно установить для небольших рек. Если речь идёт о больших реках, например, Волге или Лене, Иртыше или Амуре, то в этом случае нужно говорить о региональности формирования качества поверхностных вод на их отдельных участках (Тимофеева, Фрумин, 2015). Таким образом, региональные нормативы качества вод целесообразно устанавливать для водных объектов основных природно-климатических зон по приоритетным показателям, которые, в свою очередь, обусловлены природным гидрохимическим фоном.
16. В современных условиях истощения природных ресурсов осетровых рыб Каспийском бассейне, на долю которых приходилось свыше 90% мировых запасов, и принятого моратория на промышленный вылов необходимо сосредоточить усилия по восстановлению численности этих ценных реликтовых видов рыб за счёт искусственного воспроизводства, в условиях практически отсутствия естественного размножения, для чего:
Министерству сельского хозяйства, Агентству по рыболовству РФ активизировать деятельность по повышению эффективности искусственного воспроизводства осетровых рыб в Волго-Каспийском бассейне, с этой целью:
— сосредоточить внимание на формировании, эффективном содержании и рациональной эксплуатации продукционных стад осетровых рыб в заводских условиях – единственной реальной возможности обеспечения рыбоводных процессов по искусственному воспроизводству производителями в необходимых
количествах и должного качества:
— учитывая, что в каспийском стаде осетровых рыб преобладает русский осётр (до 85%), а белуга и севрюга находятся в критическом состоянии, необходимо оплату работ по государственному заданию производить дифференцированно для чего, молодь этих видов рыб оплачивать в 2-3 раза выше, чем осетра, тем самым стимулировать работников осетровых рыбоводных заводов больше внимания
уделять указанным видам рыб;
— организовывать вывоз выращенной молоди осетровых рыб, особенно белуги и севрюги на кормовые места в северном Каспии, а не выпускать, как это делается в настоящее время, непосредственно в реку, где почти половина из них погибает от хищников;
— улучшить финансирование научно-исследовательских работ по изучению репродуктивной функции производителей осетровых рыб искусственной генерации с целью разработки рекомендаций по условиям содержания, работе с ними при получении потомства, а также предложений по совершенствованию биотехнологии и нормативно-технологической документации;
Обратиться к соответствующим министерствам и ведомствам прикаспийских государств с предложениями по активизации деятельности по искусственному воспроизводству осетровых рыб с целью восстановления запасов этих ценных видов рыб в Каспийском бассейне, учитывая, что в настоящее время при общем выпуске молоди белуги, русского осетра и севрюги, согласно плановых заданий, в море выпускается немногим более 40 млн экземпляров, доля России составляет 81,3%, Казахстана – 17,5%, Азербайджана – 1,2%, Туркмении – 0%, при этом приёмная мощности кормовой базы моря составляет свыше 150 млн штук.
17. Создание информационной инфраструктуры отрасли, включающий полный реестр р/х водоемов (по регионам – от самых малых до самых больших), количественную оценку их потенциальных возможностей, характер наиболее эффективного использования данных водоемов и их фактическое состояние (результаты текущего мониторинга), а также реестр существующих предприятий и организаций (включая ИП, КФХ и их объединения), связанных с р/х эксплуатацией водоемов и её обеспечением.
18. Разработку комплексно-целевых программ (КЦП) по рыбохозяйственному (пастбищному) освоению внутренних водоемов на региональном уровне (в виде конкретных схем работы в отдельных кластерах) с включением в совместную работу р/х предприятий различного направления деятельности (индустриального, прудового, пастбищного), научных и образовательных центров, при координации их деятельности на уровне местных органов власти (по схеме РЕГИОН=ОТДЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР, СХЕМА ОБЩАЯ=ДЕТАЛИ ИНДИВИДУАЛЬНЫ).
19. Ввести дифференцированную оплату за воспроизводство различных видов осетровых рыб (с повышенной ставкой на виды, численность которых снижается – белуга, севрюга).
20. Обратить внимание управления Науки и аквакультуры Росрыболовства на отсутствие нормативно-правовой базы по применению зарубежных вакцинных препаратов для профилактики инфекционных болезней рыб.
21. Усилить финансирование рыбохозяйственных НИИ для разработки отечественных вакцинных препаратов для индустриального рыбоводства (в первую очередь – лососевых видов рыб).
22. Внедрить экосистемный подход к управлению аквакультурой; включая программы мониторинга, контроля и наблюдения за состоянием эксплуатируемых акваторий и прибрежных территорий через условия согласования размещения объектов строительства морского и наземного базирования;
23. Привлечение научных организаций для разработки теоретических основ инновационных биотехнологий, внедрение и апробация их путем научно-производственных экспериментов, осуществление комплексных мониторинговых исследований.
24. Учитывая высокую технологическую потребность рыбной отрасли России и Евразийского аквакультурного альянса в применении консервантов для копченой рыбы, ускорить утверждение проекта изменений №2 к ТР ТС 029/2012, а именно предоставили научное обоснование необходимости применения пищевых добавок: сорбиновой кислоты (Е200) и сорбата калия (Е2023) в пищевой промышленности при производстве рыбной продукции.
25. Всем отечественным рыбозаводчикам и производителям рыбных ресурсов обратить внимание на разработки предприятий оборонно-промышленного комплекса, которые сейчас реализуют политику диверсификации своего производства в интересах увеличения доли высокотехнологичной гражданской продукции, в т.ч. в области товарного рыборазведения и рыбопоиска.
26. Оказать всестороннюю поддержку межгосударственному взаимодействию во всех сферах дальнейшего развития аквакультуры, привлечению заинтересованных лиц и организаций к участию в проводимых выставках «AquaPro Expo» на регулярной основе.
27. Активизировать развитие первичной обработки (заготовки, транспортировки, хранения) и глубокой переработки объектов аквакультуры, в том числе с получением функциональной, специализированной и органической пищевой продукции.
28. Обратить особое внимание на необходимость развития технологий выделения, изучения, детекции, идентификации вирусов, бактерий, простейших, гельминтов, вызывающих заболевания объектов аквакультуры.
29. Поддержать расширение спектра выращиваемых гидробионтов: рыб, ракообразных, моллюсков, что позволит расширить ассортимент рынка аквакультуры и его качественный состав.
30. Отразить необходимость первоочередного дальнейшего развития племенной работы в аквакультуре, в том числе с использованием генной инженерии, и наращивание производства качественной оплодотворенной икры и посадочного материала рыб
31. Выразить поддержку и отметить продолжающееся развитие отечественных компаний по производству специализированного рыбоводного оборудования, систем контроля и управления на основе цифровых технологий и кормопроизводства, способные в ближайшее время заместить освободившиеся на рынке ниши.
32. Внедрение механизма ускоренной регистрации новых лекарственных средств для применения в аквакультуре.
33. Обеспечение строгого контроля использования запрещенных к применению для товарных рыб контрафактных препаратов и лекарственных субстанций.
34. Создание Единого центра аквакультуры для реализации научно-производственного комплекса под эгидой инновационного центра Сколково, имея резидентов по всем проблемным направлениям отрасли, будет решена одна из задач, обозначенных в «Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года» и Одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2003 г. N 1265-р